5-4

2.05.-8.05.
Повторение

  1. НА КРАЮ ЛЕСА

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. 
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. 
Хорош запах весеннего леса!
Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. 

Выпишите словосочетания с прилагательными, определите род и число этого прилагательного в каждом словосочетании.

2.Вставьте подходящие слова

1. Каков привет, ___________ ответ. 2. Об ___________ они говорили вчера. 3. Она __________ красавица. 4. Вчера шёл сильный дождь. Из-за ___________ мы не пошли в парк. 5. О ________ деревьях нужно позаботиться. 6. Наша дача стояла по ______ сторону реки, а по _______ простиралось поле да лес заповедный. 7. _______ цветы очень красивые, но _____ мне нравятся больше. 8. С приходом весны расцвели подснежники. Мы рады _____________.

2. Вставьте подходящие слова
Вчера я видел всех, а сегодня я ______________ не видел. 2. Он получает письма от родителей и от друзей, а я __________________ не получаю писем. 3. Том знаком со всеми, а Джон ______ ___________ не знаком. 4. Мой друг был у всех, а моя подруга _______________ не была. 5. С вами мы говорим обо всём, а с ними я ________________ не могу говорить. 6. Я всем занимаюсь: спортом, музыкой, танцами, а он _____________ не занимается. 7. Моя сестра всегда со всеми соглашается, а я _________________ не соглашаюсь. 8. В этом классе много разных стульев, а в том нет ____________ стульев. 9. Я во всём разобрался, а мой друг _____________ не разобрался.

25.04.-2.05.
ЦАРЬ И РУБАШКА
(Сказка)

Л. Н. Толстой

Царь_и_рубашка

Один царь был болен и сказал:
— Половину царства отдам тому, кто меня вылечит.
Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал:
— Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя — царь выздоровеет.
Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются.
Один раз идёт поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему — кто-то говорит:
— Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне ещё нужно?
Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю.
Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нём не было и рубашки.

  • Ответьте на вопросы.
    1. Кому и за что царь готов был дать половину царства?
    2. Для чего собрались мудрецы?
    3. Что предложил один мудрец?
    4. Почему послы царя ездили по стране?
    5. Почему они не могли найти счастливого человека?
    6. Какие слова однажды услышал царский сын?
    7. Что приказал сделать царский сын?
    8. Почему посланные царским сыном люди не смогли взять у счастливого человека его рубашку?
    • Закончите фразы из текста.

«Половину царства я отдам тому, кто… ».
«Тогда собрались мудрецы и стали думать, как… ».
«Надо найти счастливого человека, снять с него рубашку и…».
«Царский сын обрадовался, приказал снять с этого человека…».
«Посланные пришли к счастливому человеку и хотели взять у него рубашку, но счастливый был так беден, что…».


18.04.-25.04.
Проверочная работа

Выполните задание:
I.Выберете близкие по смыслу слова (синонимы)1) Враг —

1.Лгун
2.Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый —    
1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться —
1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
 5.Хохотать 2. Подбери антоним к слову «говорить».
 беседовать

болтать
молчать
стоять
думать

3.Определите и выделите «лишнее» слово

1.Приятель, враг, товарищ

2.Огонь, дым, пламя

3.Алфавит, азбука, чистописание

4.Лошадь, конница, кавалерия

5.Шалун, тихоня, озорник

4. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами1.  Доктор прописал пациенту инъекции.2.  Разъярённая вьюга замела тропинки.3.  Человек спрятался от ливня под кровлей здания. 
5.Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
6.Найдите синонимы в пословицах1.  
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее . 

7. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

18.04.-25.04.

Проверочная работа

Выполните задание:
I.Выберете близкие по смыслу слова (синонимы)1) Враг —

1.Лгун
2.Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый —    
1.Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться —
1.Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
 5.Хохотать 2. Подбери антоним к слову «говорить».
 беседовать

болтать
молчать
стоять
думать

3.Определите и выделите «лишнее» слово

1.Приятель, враг, товарищ

2.Огонь, дым, пламя

3.Алфавит, азбука, чистописание

4.Лошадь, конница, кавалерия

5.Шалун, тихоня, озорник

4. Замените, выделенные слова в предложении, синонимами1.  Доктор прописал пациенту инъекции.2.  Разъярённая вьюга замела тропинки.3.  Человек спрятался от ливня под кровлей здания. 
5.Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.
6.Найдите синонимы в пословицах1.  
Спеши – не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друга нет.
Переливает из пустого в порожнее . 

7. В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.
2) Пришлось долго, терпеливо ждать.
3) Метель метёт, и вьюга плачет.
4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

9.04.-19.04.
Начинаем работать по проекту «В мире прекрасного»
1.Итоги этого проекта:
Нахождение информации и представление знаменитых людей из мира искусства.
Презентации, видео и аудиозаписи.
2.В рамках этого проекта прочитали иразобали в классе рассказ К. Паустовского «Старый повар»

Выполни тест:

1.Действие  рассказа происходит….
а) в девятнадцатом веке
б) и в начале двадцатого века
в) в конце восемнадцатого века

2. Старый повар жил . . . .
а) в доме богатой графини
б) в собственном доме на окраине города
в) в маленьком доме в саду

3. Старый повар . . . .
а) имел большую семью
б) ж и л вместе с дочерью
в) был совершенно одинок

4. В доме, где жили старый повар и Мария…….
а ) было много мебели
б.) была очень простая мебель
в) стоял старый рояль

5. Старый повар ослеп__
а) ещё в детстве
б) от жара печей
в) после болезни

6. Перед смертью старый повар ….
а) хотел исповедаться
б) попросил дочь позвать священника
в) рассказал дочери о своих грехах

7. Мария привела к отцу ….
а) священника
б) знакомого доктора
в) случайного прохожего, первого встречного

8. Старик хотел исповедаться перед смертью, потому что …
а) у него было много грехов
б) он был хороший христианин
в) когда-то однажды он украл золотую вещь

9. Когда-то давно повар украл золотое блюдо в доме графа,
чтобы —
а) купить дорогое лекарство больной жене
б) купить жене дорогой подарок
в) заплатить долги

10. Когда пропало золотое блюдо…….
а) повара прогнали с работы
б) были наказаны несколько слуг
в) никто из слуг не пострадал

11 . Выслушав признание (исповедь) старика, незнакомец сказал,
ч т о ….
а) Бог накажет или простит его
б) воровство — большой грех
в) старик ни в чём не виноват

12. Последним желанием умирающего было ….
а) выйти на улицу
б) увидеть свою жену, солнечный свет и цветущий сад
в) послушать музыку

13. Музыкант начал играть, и ….
а) старик заплакал
б) слепому старику показалось, что он видит всё, о чём мечтал
в) прохожие останавливались около дома, чтобы послушать
музыку

4.04.-12.04.
Концерт в пятницу, 12 апреля, будет многоязычным. Мы будем исполнять песню
Когда мои друзья со мной!
Выучите текст и послуайте песню

Текст песни

Ла-ла…
Если с другом вышел в путь, если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть, без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Ла-ла…
Там где трудно одному, там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего то не пойму, где чего то не пойму,
Разберем с друзьями.

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Ла-ла…
На медведя я друзья, на медведя я друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я, если с другом буду я,
А медведь без друга.

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.

Ла-ла…

3.04.-4.04.

Весна – это время, когда из тёплых краёв возвращаются птицы. Время, когда они строят гнёзда и высиживают птенцов (ձագեր են հանում). Много интересного можно увидеть и узнать, если в это время наблюдать за птицами. Но делать это нужно очень осторожно. Как вы думаете, почему?

Aйя.

На весенние каникулы я поехал в деревню к дедушке. Я ещё никогда не видел аистов, не знал, как они строят гнёзда и высиживают птенцов. Каждый день с утра до вечера я смотрел в небо и ждал, когда покажутся аисты. И вот однажды утром я увидел двух аистов. Они поселились на дереве в нашем дворе. Вместе с моим товарищем я каждый день наблюдал за ними и приносил им червяков. Как-то Федя задержался дома, а я зашёл в сарай и чуть было не наступил на индюшку. Она отошла, и я увидел на том месте, где она сидела, три желтоватых яйца с красными крапинками. Скоро пришёл Федя, и я рассказал ему об индюшиных яйцах.
– А хочешь иметь своего аиста? – спросил Федя.
– Как это? – удивился я.
– Надо поменять яйца. Аистиное яйцо ваша индюшка высидит, и будет у тебя домашний аист.

Так мы и решили сделать. И вот аисты улетели. Я залез на дерево и взял аистиное яйцо, а вместо него положил индюшачье. Когда я спускался с дерева, яйцо выпало из моих рук и разбилось. Вскоре вернулись аисты. Аистиха – мы её звали Айя – высиживала яйца. Прошло ещё несколько дней, и вот появились птенцы. Только один из них был тёмного цвета. Ножки у него были короткие, и он не был похож на других птенцов. Аист долго рассматривал некрасивого птенца, а потом куда-то улетел. На следующий день к нашему дому прилетели аисты. Их было много. Они спустились и стали рассматривать странного птенца. Сначала они громко шумели, а потом успокоились и улетели. Аист ещё постоял на земле, потом поднялся к гнезду и заговорил с грустной Айей. Он как будто объяснял ей решение стаи: „Такой птенец не станет птицей, не долетит осенью до тёплых стран. Зачем его кормить!”
Аист поднял голову и ударил птенца клювом. Но Айя прикрыла птенца от смертельного удара своим телом. Потом она подняла голову, оторвалась от птенцов и прощально раскрыла клюв. И вдруг широко раскрыла крылья и взлетела в небо. Её уже не было
видно. Первым её увидел аист. Увидел, понял всё, но уже никто и ничего не мог изменить. С неба, быстро набирая скорость, падала чёрная точка. Она увеличивалась, росла, но оставалась круглой. Айя не раскрывала крыльев. Она упала в самый центр двора. Аист бросился к ней, но она уже была мертва.

Найдите в тексте ответы на вопросы и прочитайте их.
1. Где проводил весенние каникулы герой рассказа? 2. Почему каждый день с утра до вечера он смотрел на небо? 3. Какие птицы поселились во дворе? 4. Что увидел в сарае мальчик? 5. Какой разговор произошёл между мальчиком и его товарищем? 6. Какой птенец появился у аистов? 7. Какое решение приняла стая? 8. Что случилось с Айей?

Согласны ли вы с тем, что…
Аистов мальчик видел много раз, и они его не интересовали. Ребятам удалось вырастить домашнего аиста. В сарае у индюшки вылупился аистёнок. Стая решила, что некрасивого птенца нужно убить. В смерти Айи был виноват аист.

Обсудите с вашими одноклассниками следующие вопросы:
1. Почему Айя не раскрыла крылья? 2. Что бы вы сказали мальчикам, если бы услышали их разговор о том, как можно вырастить домашнего аиста? Возможно ли это? 3. Как выглядят аисты? Приходилось ли вам их видеть?

25.03.-29.03.
Учебная весна
Приведите в порядок блоги.
Докончите невыполненные работы
Во время весенних каникул наша работа
по проекту Пасха и Пасхальные игры.

Вы знаете, Пасха – это  светлый семейный праздник. Все мы любим этот праздник и отмечаем его с радостью.
В каждом доме готовимся к Светлому дню.
Задание:
Кто сможет, пусть расскажет, как отмечают в вашей семье пасху.
 (желательно видео или радио запись) и поместите в своём блоге, работы отправьте на мой эл. адрес g.arvanyan@mskh.am

21.03.

Проверочная работа

  1. Отгадайте пословицу по двум словам

отмерь — отрежь
любишь — возить
труда -пруда

2. В каждой строчке найдите лишнее слово

  • гроза, грозный, гроздь, грозовой
  • маленький, малявка, малыш. маляр
  • конница, конник, подоконник, конюшня
  • лень, лентяй, лента, ленивец

3. Образуйте слова, где первой частью будут

Теле… , кино… ,

4. Представьте себе, что вы попали в место, изображенное на картине. Осмотритесь вокруг, что вы видете?


12.03.-20.03.

1. ЧТЕНИЕ И РАЗБОР ТЕКСТА

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

Жил на одном дворе Козлик. Козлик как козлик – прыткий, резвый, с маленькими рожками и копытцами. Но этот Козлик был очень любопытный. Он не мог равнодушно пройти мимо репейника, не попытавшись узнать, сколько колючек зацепиться за шерстку, когда он станет перепрыгивать через верхушку. Он не мог спокойно пройти мимо какой-либо лужи, не измерив копытцами ее глубины. И поэтому не удивительно, что, когда он возвращался после прогулок домой, мама всегда укоризненно качала головой и всякий раз говорила:

– Вы только посмотрите, на кого он похож?! Ему не козлёнком, а поросенком нужно было родиться. И когда я только устану перед соседями краснеть за этого грязнулю?

Отругав своего непослушного сынка, мать-Коза выпутывала из его шерстки репейники, очищала от грязи копытца и, напоив парным молочком, укладывала спать. Но на другой день все повторялось то же самое. И так изо дня в день.

Надо сказать, несмотря на то, что Козленок постоянно доставлял своей маме немало хлопот своим неряшливым видом, он, однако, был очень любящим и внимательным сыном. Всякий раз, когда наступал день рождения его мамы или день Восьмого марта, он никогда не забывал преподнести ей подарок. Вот и в этот раз, проснувшись свежим мартовским утром и увидев на календаре праздничную цифру восемь, Козлик, наскоро позавтракав, отправился за подарком.

В этот праздничный день Козлик решил подарить своей маме букет первых подснежников. И, несмотря на то, что лес, где должны были расти подснежники, находился довольно-таки далеко, он все же направился туда.

По дороге Козлик думал о том, что как только он наберет полную корзину цветов, то на обратном пути обязательно порыхлит на проталинах рожками и копытцами освободившуюся от снега мерзлую землю. Вот уж удивятся его приятели, когда увидят на его рожках и копытцах первую весеннюю землю.

Оказавшись в лесу, Козлик заметил, что здесь весной пахнет сильнее, чем в поселке. Надышавшись вволю свежим воздухом, Козлик отправился на поиски. Он останавливался возле каждого дерева, возле каждого куста, не пропускал ни одну проталину. Но сколько бы он ни искал, ему так и не попалось на глаза ни одного цветка.

– Ну, вот, – досадливо заблеял Козлик. – Что же я маме подарю на ее праздник. Видно, поздними в этом году будут подснежники.

И, уныло свесив голову, Козлик отправился домой. Из-за усталости и исчезнувшего бодрого настроения Козлику уже расхотелось рыхлить рожками и копытцами первую весеннюю землю. И он, нигде не задерживаясь, направился к дому.

– Вот так чудеса! – удивленно оглядев с ног до головы вернувшегося сына, радостно сказала мать-Коза. Никогда уж не надеялась увидеть тебя таким. А вот почему ты грустный, скажи мне?

– Я не приготовил к твоему празднику подарка, — виновато вздохнув, грустно сказал Козлик.

– Не приготовил подарка? – удивленно переспросила мать. – А, по-моему, ты мне сегодня преподнес самый лучший подарок.

– Самый лучший подарок? – так же удивленно переспросил Козлик. – Но какой?!..

А вы не догадались, какой самый лучший подарок получила она от своего Козлика в день Восьмог

Словарь:

  • прыткий, резвый – աշխույժ
  • репейник – կռատուկ (խոտաբույս)
  • проталина – место, где ста́ял снег и открылась земля.

2. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте Козлика.
  2. Почему мама говорила, что её сыну нужно было родиться поросёнком, а не козлёнком?
  3. Что решил подарить своей маме Козлик?
  4. Почему он не нашёл того, что искал?
  5. Какой самый лучший подарок получила мать-коза на Восьмое марта?

3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Расскажите о самом лучшем подарке, который вы когда-либо преподносили своим мамам / бабушкам /

29.02.-13.03.
Начинаем работать по проекту «Моё хобби»
Что такое хобби?
Увлечение человека иначе ещё называется хобби. Начинается хобби с интереса к определенному занятию, виду искусства, теме. Слово „хобби” в переводе с английского означает „увлечение”. У каждого своё хобби. В жизни каждого человека есть увлечение. Люди  в свободное время рисуют, поют, читают, собирают марки, многие любят делать своими руками игрушки, часами сидят за компьютером, разводят рыбок , слушают музыку, любят мастерить, шить, выжигать.

Это занятие для души. Оно помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает человека с миром природы, науки, искусства, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
Задание
Расскажите о своих увлечениях. Чем вы любите заниматься в свободное время?
Работы представьте в блогах. Могут быть и в виде видео-фильмов, аудиозаписей,

28.01.-29.03.
Прочитайте вместе китайскую притчу  «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей
семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на
свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье
и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом
чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада,
пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и
мира в твоей семье. Тот взял листок бумаги и стал что-то писать, писал долго
– видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял
бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге: ……., …….., ……. . И в конце листа: сто раз ……, сто раз …..,
сто раз ……. . Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил
старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

Как вы думаете, какие слова написал старик на листе бумаги ?

НАЙДИ И ВЫБЕРИ ВСЕ ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.
На что и клад, коли в семье лад.
В семье дружат – живут не тужат.
Где семья дружна, не страшна беда.
В дружной семье и в холод тепло.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Человек семьёй крепок.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

22.02.-28.02.

Изменение глаголов по лицам
(я мы ты вы он она оно они)

Перечисли действия, которые сейчас происходят на этой картинке. Назови не менее 10 глаголов в настоящем времени.

Измените глаголы по лицам

Гулять, делать, обедать, открывать, отвечать, говорить, спрашивать,
смотреть, учить, ужинать, учиться, заниматься, давать, рассказывать,
отдыхать, участвовать, рисовать, танцевать, узнавать, доставать.

Дополнительная работа:
Напишите вопросы и ответы к картинкам.

В ответах вам помогут глаголы: разговаривать, завтракать, готовить, вставать,
убирать, объяснять, читать, говорить, здороваться, думать, говорить,
танцевать.

21.02.-22.02.

Повторение времён глагола

В настоящем времени глаголы обозначают действие, которое происходит сейчас: улыбаюсь (Что делаю?), встречаю (Что делаю?).

В глаголах настоящего времени на –ешь, –ишь на конце всегда пишется мягкий знак.

В прошедшем времени глаголы обозначают действие, которое происходило или уже произошло (Что делал? Что сделала? и др.): рисовал (Что делал?), написала (Что сделала?).

В будущем времени обозначается действие, которое произойдёт после момента речи, упоминания о самом действии (Что сделаю? Что сделают? и др.): украшу (Что сделаю?), уберём (Что сделаем?).

Только глаголы прошедшего времени имеют род.

Они отвечают на следующие вопросы: «Что делал?», «Что делала?», «Что делало?», «Что сделал?», «Что сделала?», «Что сделало?» Обрати внимание, что среди этих вопросов нет «Что делали?» или «Что сделали?» Это потому, что во множественном числе глаголы не имеют рода.


Выполните задание:

1.Вставьте глаголы в настоящем времени. 
Обычно я … ( вставать) в 8 часов утра, … ( умываться), … ( одеваться), … ( завтракать). Иногда я … ( смотреть) телевизор. Потом я еду в школу на школьном автобусе. Я никогда не … ( опаздывать). Занятия … (начинаться) в 9 часов. На занятиях я внимательно … ( слушать), что … ( говорить) преподаватель. Когда преподаватель … ( спрашивать), я … ( отвечать). Если я не … (понимать) слова, я ( спрашивать) , преподаватель … ( объяснять). Я … ( учить) иностранные языки. Я … ( заниматься) каждый день. Я … ( учиться) говорить, писать, читать по-русски. После занятий я … ( обедать) и потом немного ( гулять) по городу. Я … ( возвращаться) домой в 3 часа. Дома я … ( отдыхать): … (слушать) музыку или ( играть) на компьютере. Потом я … ( делать) домашнее задание, … ( учить) новые слова. Вечером я … (разговаривать) по телефону или … ( общаться) с друзьями в интернете, иногда … ( смотреть) телевизор. … (ужинать) я в 8 часов. Обычно я … ( ложиться) спать в 10 часов.

2.Вставьте глаголы в прошедшем временив

1.  После окончания магистратуры    молодая девушка… (сдавать/сдать) экзамены в аспирантуру.
2. Из-за плохой погоды  лётчик …. (прекратить) полёт.
3. Для примера преподаватель … (отбирать) несколько  вариантов ответа.
4. Во время каникул студенты … (/отдохнуть)  дома.
5. Туристы осматривали… осмотреть)  достопримечательности города целую неделю .
6. Ежегодно выпускники школ …..(собраться) на выпускной вечер.
7. Эта женщина … (воспитать) троих детей.

14.02.-16.02.
1.Докончите невыполненные работы, приведите в порядок блоги.
2. Дополнительная работа:
1.От существительных образуй глаголы:

Мороз — _______________________________________
Сторож — ______________________________________
Бег — __________________________________________
Цвет — _______________________________________
Дело — ______________________________________
Сад — __________________________________________

2.К каждому существительному допиши подходящие по смыслу глаголы

Образец: Собака лает, кусается, сторожит.

Дождь_______________________________________________________
Учитель______________________________________________________
Зима_________________________________________________________
Мама________________________________________________________

3.Составь три предложения о зиме, чтобы в первом предложении глагол стоял в форме прошедшего времени, во втором – в форме настоящего времени, а в третьем предложении  глагол стоял в форме будущего времени.

8․02․
Дополнительная работа
Прочитайте сказку и выполните задания:
Сказка про Масленицу
Поспорили однажды Зима с Весной, кто из них главнее.
Зима говорит:
— Конечно я! Нет больше такого времени года, которое так сильно бы отличалось от других. Только зимой бывает снег и мороз. Только зимой у детишек столько интересных забав – и с горки спуститься, и на лыжах покататься, и в снежки поиграть, и снеговика слепить.

И природе от меня большая польза. Землю снегом покрываю, как одеялом пушистым. Она всю зиму в тепле отдыхает, а потом урожай дает. А деревья сил набираются, чтобы новой листвой обзавестись.
Не соглашается Весна с главенством Зимы и свои доводы приводит:
— Так-то так, подруженька. Да только не везде зимой снег бывает, которым ты хвастаешь. А вот весенней поры все очень ждут. Потому что я тепло приношу, деревья в новую листву одеваю, цветочками первыми людей радую.
А уж детворе-то сколько радостей с приходом весны! Дети не дождутся, когда они теплую одежду снимут да по свежей травке побегают, из песка куличики сделают. И на велосипедах ребята еще больше любят кататься, чем на лыжах.
Услышало спор Солнце. Видит, Зима с Весной не на шутку друг другу перечат. Того и гляди, начнут ругаться.
Решило Солнце вмешаться. Из лучиков смастерило посланницу – девушку солнечную.
— Ступай, милая, подружи да умасли этих спорщиц. Чтоб не ругались они, кто важнее, а дружно Земле служили да людей радовали. Назовем тебя Масленицей. За неделю справишься?
Подумала Масленица чуток и отвечает:

— Чтоб Зиму с Весной подружить, я проведу для людей неделю забав, встреч, угощений вкусных. Пусть все с благодарностью Зиму провожают и с радостью Весну встречают. Потому что обе поры важные.
С тех пор, как только подходит зима к концу, и весна в дверь стучится, люди празднуют Масленицу. А Солнце смотрит на радующихся людей и видит, что Масленице удалось Зиму с Весной подружить и праздник общий устроить.
Задание:
1.Чем гордилась Зима?
2.Чем гордилась Веса?
3.Что решило Солнце?

7.02.-14.02.
Пользуясь ресурсами интернета, ответьте на вопросы:
1. Что такое Масленица?
2. От чего получила своё название Масленица?
3.Сколько дней длится праздник?
4. Какое главное угощение на празднике?
5.Из какого материала делают чучело Масленицы?
6. Что символизируют блины?
7. Как называются дни масленичной недели?
8. Что символизирует сжигание чучела Масленицы?

Проект «Масленица»

О празднике Масленица

Праздник Масленица не имеет постоянной даты. Он привязан к христианскому календарю и отмечается за 7 недель до Пасхи, на последней недели перед Великим постом.

 Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений.

Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой, ядрёной бабой, с румяными щеками, коварными глазами. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Это последняя неделя перед Великим постом. На мясопустной неделе запрещается есть мясо. Но при этом едят много, вкусно, а главное блюдо – блины.

“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. В конце сжигали соломенную куклу, приговаривая:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

1.02.-7.02.
Тест по сказке «Девочка со спичками» содержит 20 вопросов, в каждом из них по 3 варианта ответов.

1. Под какой праздник девочка шла по улицам в холод и тьму?
Под Рождество
Под Новый год
Под Пасху
2. Что было не одето у бедной девочки?
Только ноги
Только голова
Голова и ноги
3. Куда пропала одна из туфлей, когда они слетели у девочки с ног?
Её переехала карета, и она потерялась
Её схватила старушка и ушла подальше
Её схватил мальчишка и убежал
4. Что находилось у девочки в стареньком передничке?
Спички
Солома
Рукавицы
5. Какими жареными птицами пахло по улицам?
Курами
Индейками
Гусями
6. Почему девочка не шла домой в такой холод?
Она заблудилась
Она боялась отца, не выручив ни гроша
Её выгнали из дома
7. Как девочка решила согреть свои пальчики?
Зажгла спичку
Потёрла их друг о друга
Сомкнула их ближе к себе
8. Что показалось девочке, когда она зажгла спичку?
Что перед ней горел костёр
Что её согревает печка
Что перед ней зажёгся фонарь
9. Что показалось девочке, когда она зажгла вторую спичку?
Что стена перед ней стала прозрачной
Что перед ней открылась дверь
Что перед ней горел камин
10. Что было для малышки лучше всего при горении второй спички?
Ей стало действительно тепло
К ней подбежал хозяин дома
К ней бежал жареный гусь
11. Где, как показалось девочке, она оказалась, когда она зажгла третью спичку?
В объятиях своей бабушки
Под крыльцом тёплого дома
Под новогодней ёлкой
12. Сколько огоньков было на ёлке?
Миллионы
Тысячи
Сотни
13. О чём подумала девочка, увидев падающую звезду?
Пора загадывать желание
Что кто-то умирает
Что кто-то появился на свет
14. Кто был единственным человеком, любившим девочку?
Её бабушка
Её мама
Её отец
15. Кто показался девочке, когда она зажгла спичку, после как упала звезда?
Мама
Бабушка
Бог
16. Что сделала девочка, чтобы удержать бабушку?
Зажгла все оставшиеся спички
Сама девочка её об этом попросила
Попросила помощи у Бога
17. Куда направилась бабушка, взяв девочку с собой?
В ангелам
К Богу
К себе домой
18. На следующее утро девочка сидела с улыбкой на лице, но…
…мертвая
…замёрзшая
…вся в печали
19. О чём не знали люди про девочку, увидевшие её?
Что она, изливаясь радостью, направилась в небо
О том, почему она оказалась на улице раздетой
Что ей никто не помогал
20. Кто написал сказку «Девочка со спичками»?
Оскар Уайльд
Иван Тургенев
Ганс Андерсе

31.01.-7.02.
Чтение и обсуждение сказки Г.Х. Андерсена » Девочка со спичками»

Мир детства – это мир добра. Добро исходит из маминых рук, от бабушкиной заботы, прячется в новогодних подарках и сюрпризах ко дню рождения. Добро – это всё положительное, хорошее, полезное.
Но, к сожалению, в мире есть и зло. Оно имеет много разных лиц; оно может быть большим и маленьким, а иногда совершенно неузнаваемым. И особенно пышно зло произрастает там, где добро спит. Поэтому всем людям, а особенно вам, детям, очень важно посеять в своих душах зёрна добра, растить их и приумножать. Поэтому сегодня на уроке литературного чтения я предлагаю вам подумать и поразмышлять, что же такое добро, каким чувствам оно созвучно и живёт ли оно в наших сердцах?
Чтение слова и его значения 
Канун
 –день перед праздником.
Прок – польза.
Во весь опор – очень быстро.
Люлька – подвесная колыбель.
Передник – фартук.
Сера – химический элемент, жёлтое горючее вещество. Применяемое в технике и медицине
Локон – вьющаяся прядь волос.
Отблеск – сияние отражённого света.
Фарфор – белый, плотный керамический материал, посуда из этого материала.
Непроницаемый — не пропускает сквозь себя свет, звук.
Сочельник – канун Рождества.

Ганс Христиан  Андерсен: /посмотрите /      «ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ»    

 Прочитайте и  подумайте, почему или для чего сочинил Ганс Христиан  Андерсен эту печальную, проронзительную и совсем, на первый взгляд, новогоднюю сказку? Хотелось бы, чтобы вы узнали тайный смысл, который заложен в этот вроде бы незатейливый сюжет.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ Истинный смысл этой сказки

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

« — Девочка хотела погреться», — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

14.12.-15.12.
Белая шубка

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг. Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим – посреди поляны над большим
кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверное, думаю, они там какую-то еду себе нашли. Стали ближе подходить. Заметили нас вороны – одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим – что-то под ним белеет, а что – сквозь частые ветки и не разберём. Раздвинул я ветки, гляжу – заяц, белый-белый как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое – и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет. Вот почему он воронам на глаза попался – оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать! Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цап его за уши – и вытащил из-под куста!
Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим – одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили. Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать
начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется. Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу его не заметишь.
– Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, – сказал нам однажды
папа.
Так мы и сделали – отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с
ним и выпустили на волю. Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый. В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!

1.Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы.
1. Почему лес казался хмурым? 2. Каким был зимний лес? 3. Как вели себя вороны? 4. Кого увидели под кустом ребята? 5. Почему зайцу трудно было спрятаться? 6. Что случилось с зайцем? 7. Как лечили сломанную ножку зайцу? 8. Когда решили выпустить на волю зайца? 9. Как зайцу пригодилась белая шубка?

2. Подберите соответствующие слова к данным.

Screenshot_2

3.Напишите слова с противоположным значением.
Лето, день, жара, согреться, холодный, белый, исчезнуть, белеть, улететь.

4.Вставьте пропущенные буквы.
1. На деревьях лежал пуш..стый сне.. . 2. Сне.. укрыл п..ля и л..са. 3. Медведь спит в берлоге сла..ким сном. 4. Звери в н..рах спасаются от м..розов. 5. Растениям з..мой необходим снежный покров.

5.Составьте из данных слов предложения и запишите их.
1. землю, Всю, белый, пушистый, укрыл, снег 2. деревьях, снег, На, лежит 3. животных, Снег, от, холода, спасает 4. снежный, покров, Растениям, зимой, необходим 5. день, 21 декабря, семь, продолжается, часов.

Дополнительное задание «Белая шубка» читать , рассказывать

7.12.-14.12.
Дедушка, через которого Бог творит чудеса.

Христианская традиция дарить друг другу подарки на Рождество рождается из евангельского рассказа о волхвах(волшебник, гадатель) с Востока, приносящих дары Младенцу Иисусу.
С. Патриарх Николай Чудотворец родился в 280 году, недалеко от города Анталия.
С юных лет теряет богатых родителей и растет под опекой дяди. После, продает все свое имущество и раздает бедным. О благотворительной деятельности св. Николая ходит много легенд.
Святой Николай положил начало прекрасной традиции класть подарки на Рождество в туфли или чулки. Люди наряжались в архиерейские одежды и дарили детям подарки. Постепенно образ священнослужителя в воображении детей перешел в образ доброго дедушки.


Дополнительное чтение(обсуждение)
Интересная история

*****
К новогоднему празднику разучиваем песню
Зимняя сказка
Зимняя сказка — текст песни

Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима.
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.

30.11.-7.12.

Работа с текстом
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.
— Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,- растерялись мы.
— Вот пустомеля, — возмутился дед, — все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
— Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, — со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружье нам дедушка не дал. Малы еще.
1.Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? 
2.Какие выражения, употреблённые в переносном значении, вам встретились в тексте? Объясните их значение. 

24.11.
Проверочная работа.
Составьте словосочетания.

молодой  ______________,
белая______________,
высокий______________,
жёлтое______________,
глупый______________,
большое______________,
красные______________,
холодная______________,
голубое______________,
красивая______________,
вишнёвое______________,
коричневые______________,
самый любимый______________,
чёрный______________,
низкая______________,
хорошие______________,
зелёная______________,
новый______________,
серое______________,
умные______________,
плохой______________,
самый дорогой______________,
громкий______________
родные______________,
свой______________,
осенний______________,
горячий______________,
культурные______________,
самое тёплое______________,
важный______________,
светлый______________,
синие______________,
главный______________,
старая______________,
мужской______________,
правильный______________,
своё______________,
тихие______________,
цветное______________.

17.11..-23.11.
Прочитайте рассказ «Он живой и светится» и выполните задания.

10.11,-16.11.
Прочитайте текст, выделите словосочетания.
Чудесная пора осени
Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

2.Образуйте словосочетания 

Образец: сок из фруктов – фруктовый сок

нора лисы — ____________________________________________________

полка с книгами — _______________________________________________

шапка из меха — _________________________________________________

конфеты из шоколада — ___________________________________________

горшок для цветов — _____________________________________________
горшок для цветов — _____________________________________________

3.Из слов двух строчек составьте словосочетания.
Сколько их получилось?

Тяжёлая, глубокое, крутой, тёплое, солнечное
Берег, берёза,пальто, сумка, журнал

Дополнительная работа
Придумайте по четыре словосочетания муж. рода, жен. р, сред. р.
Составьте с ними предложения.

9.11.-10.11.

Словосочетания

  1. Составьте словосочетания, учитывая смысловую разницу близких по значению слов. С некоторыми из полученных словосочетаний составьте и запишите предложения.
    Образец: враждебный, вражеский (отношение, разведчик) –
    враждебное отношение, вражеский разведчик.
  1. Дружеский, дружественный (помощь, государство).
  2. Завидный, завистливый (сосед, здоровье).
  3. Искусный, искусственный (работа, бриллиант).
  4. Обсудить, осудить (проблема, преступник).
    6.Ближний, близкий (друг, деревня).
    7.Каменный, каменистый (забор, берег).
    8.Дождевой, дождливый (капля, осень).

2. Спишите, вставляя подходящее по смыслу слово.

  1. Враждебный – вражеский.
    Маленькому отряду удалось прорвать … оборону. Путешественники не были готовы к … приёму местных жителей.
  2. Виновный – виноватый.
    Мальчишка смотрел на всех испуганным и … взглядом. Суд признал обвиняемого … в совершении преступления.
  3. Соседский – соседний.
    В … доме жил известный писатель. Каждое утро мы с … мальчиком уходили в лес.
  4. Одеть – надеть.
    Бабушка … девочку в тёплую шубу и вместе с ней вышла на прогулку. Незнакомец торопливо … шляпу и выбежал из ресторана.

3. Составьте словосочетания по данному образцу.
Образец: медленный, медлительный (подъём, человек, речь, уче ница,
те чение) – медленный подъём, медлитель ный человек, мед —
ленная речь, медлительная ученица, медленное тече ние.

  1. Очевидный, ясный (объяснение, вопрос, небо, ошибка).
  2. Коричневый, карий (платье, глаза, краска, материя).
  3. Толстый, полный (тетрадь, женщина, палка).
  4. Заграничный, иностранный (гости, паспорт, языки, пис атели).

2.11.-12.11.
Начинаем работать по проекту Дни Себастаци» “Моя школа вчера, сегодня,завтра…”

Задание:
Выберите одну из тем и  представьте в блогах.

1. Используя ресурсы Интернета найдите интересные сведения о школе;
2. Видеофильмы, аудиозаписи:»Я Себастаци »
3. Сочинить сказки: “Вот она какая, школа будущего” “ Жила- была школа
4.Любимый уголок в школе

19.10.

Самостоятельная работа

Выполните задание:
1.Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их.

В сплошн… осенн… тумане, ранн… зимн… утром, в зимн… утренн… уборе, в тонк… кру­жеве, на светл… фоне, в хвойн… лесу, над лев… берегом, о смел… человеке, об отважн… поступке, о смешн… слу­чае, над дальн… лугом, чист… звёздн… небом, морозн… воскресн… днём, с симпатичн… зверьком, бодр… шагом.

2.Спишите, вставляя слова в скобках в нужной форме.

От (летнее, горячее солнце) туристы укрылись под (могучее дерево).
(Ранняя весна) старик снова поселился в своей избушке.

3.Составьте предложения из данных слов. Озаглавьте текст. 
осень, в, уже, лес, поле, пришла
яркие, в, листья, цвета, раскрасила, она
сердитые, потом, ветры, подули
срывали, красивые, они, швыряли, листья, землю, на, и, их
скоро, разноцветными, земля, листьями, покрылась

12.10.-17.10.

Начинаем готовится к проекту «Осень»

Закончи предложения:
• Дождь идет, а дожди …..
• Лист падает, а…………..
• Цветок вянет, а…………
• Ветер дует, …………….
• Птица улетает, а………..

Ответить на вопросы:
• День, когда идет дождь – какой? — ……………
• День, когда дует ветер –
• Дождик который идет осенью –
• Погода, когда часто идут дожди –
• Погода, когда светит солнце –
• Погода, когда дует ветер –

Прочитать текст. Ответить на вопросы.

ЛЕТОМ ЛЕС БЫЛ ЗЕЛЕНЫЙ. ТЕПЕРЬ БЕРЕЗКИ И КЛЕНЫ ЖЕЛТЫЕ. ОСИНКИ – КРАСНЫЕ. НАЛЕТИТ ВЕТЕР – ЗАКРУЖАТЬСЯ В ВОЗДУХЕ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ, СЛОВНО БАБОЧКИ. ПОТОМ ТИХО – ТИХО НА ЗЕМЛЮ ОПУСТЯТСЯ. ТРАВЫ И ЦВЕТЫ ВЯНУТ. СЕМЕНА ИХ НА ЗЕМЛЮ ОСЫПАЮТСЯ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ИЗ СЕМЯН ВЫРАСТУТ НОВЫЕ РАСТЕНИЯ.
• О каком времени года говориться в рассказе?
• Какого цвета был лес летом?
• Какого цвета стали березки и клены осенью, какие осины?
• Как кружатся листья в воздухе
9. Какое слово не подходит? Почему?
• Желтый, желтеть, жесткий, желтизна.

6.10.-13.10.

невыполненные задания в блогах.

Попробуйте перевести текст Ереван.

Երևանը Հայաստանի Հանրապետության  մայրաքաղաքն է. այն աշխարհի հնագույն քաղաքներից մեկն է:
Երևանը Հայաստանի 12-րդ մայրաքաղաքն է: Երկրի գլխավոր քաղաքի տիտղոսն այն կրում է սկսած 1918 թվականից:
2793-ամյա Երևանը հիմնադրել է Արգիշտի Առաջին թագավորը;
Հայ մեծ ճարտարապետ Ալեքսանդր Թամանյանը 1924 թվականին նախագծեց Երևանի գլխավոր հատակագիծը: Սկզբում քաղաքի նախագիծն այնպիսին էր, որ հնարավորություն էր տալիս տեսնել Արարատ լեռը յուրաքանչյուր շինությունից:
Երևանը հարուստ է ազգային ճարտարապետական կոթողներով: Առանձնանում են օպերայի և բալետի պետական ակադեմիական թատրոնը, Մատենադարանը, Մարզահամերգային համալիրը, Հաղթանակի և Կիևյան կամուրջները:  Ծիծեռնակաբերդի բլրի վրա վեր է խոյանում Մեծ եղեռնի զոհերի հիշատակին նվիրված հուշահամալիրը, իսկ Հաղթանակի զբոսայգում` Մայր Հայաստան հուշարձանը:
Երևանը հարուստ է նաև հին ու նոր եկեղեցիներով: Այն հինավուրց ու միաժամանակ նոր քաղաք է:

5.10.

Текст «Ереван» читать, рассказывать и выполнить задания.

Ереван – столица Республики Армения. Это большой и красивый город. Он находится в Араратской долине. Через город протекают реки Раздан и Гетар. Вдали видны Арарат и Арагац. В Ереване очень красивые улицы и проспекты, парки и площади. Много памятников и фонтанов. Гости города с интересом осматривают его новые улицы, театры и стадионы, восхищаются его древними памятниками, музеями и картинными галереями. Ереван – один из самых древних городов мира. Ему около трёх тысяч лет. Он был основан царём Аргишти. Ереван много веков играл важную роль в жизни Армении, а с 1918 года стал столицей Армении, гордостью армян, сердцем республики.

1.Ответьте на вопросы.
1. Где находится Ереван? 2. Какие реки протекают через Ереван?  3. Какие горы видны вдали?  4. Какие в Ереване улицы, проспекты, площади? 5. Что осматривают гости столицы? 6. Сколько лет Еревану?

2.Продолжите ряд словами, используя данные ниже слова. Составьте 3-4 предложения.
Родина, род, ……………. . Сила, ……………. .
Город, ……………. . Забота, ……………. .
Слова для справок: городок, родной, родиться, родня, сильный,
городской, заботиться, заботливый, рождение

3.Допишите предложения по образцу:
Образец: Армен живёт в Ереване. Ереван – столица Армении.
1. Коля живёт в Москве. Москва – столица … . 2. Оксана живёт в Киеве. Киев – столица … 3. Жан живёт в Париже. Париж – столица … . 4. Джон живёт в Лондоне. Лондон – столица … .

Имена людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, гор и долин, рек и озёр пишутся с большой буквы: Армения, Арарат, Раздан, Севан, Карен, Таня, Тузик, Мурка.

4.Угадайте, какие буквы пропущены в данных словах. Запишите слова, которые пишутся с большой буквы.
..ардан, ..ека, ..аздан, ..зеро, ..реван, ..тепанакерт, ..юмри, ..орис, ..роспект, ..аша, ..ород, ..ерево, ..рмения.

5. Вставьте пропущенные слова.
Ереван много веков … важную роль в жизни Армении. Он … в Араратской долине. Через город … реки Раздан и Гетар. Вдали … Арарат и Арагац.
Туристы … наш древний город, … его памятниками.
Слова для справок: находится, протекают, играл, видны, осматривают

29.09.-5.10.

Прочитайте сказку «Самая умная вещь«

Жил-был мудрый царь. И было у него три сына. Однажды он сказал: – Дорогие мои сыновья! Видите хранилище? Я мечтал наполнить его самым нужным, что принесло бы счастье моему народу. Кто исполнит мою мечту, станет царём, сядет на трон. Братья отправились в дорогу. Через три месяца они вернулись.

Старший сын вынул из кармана горсть зерна и сказал: – Хлебом я заполню это хранилище, дорогой отец! Кто сможет прожить без хлеба? Я не нашёл ничего нужнее, чем хлеб. Средний сын вынул из кармана горсть земли и сказал: – Землёю я заполню это хранилище, дорогой отец! Без земли и хлеба нет! Я не нашёл ничего нужнее, чем земля. Младший сын вынул из кармана свечку и зажёг её. – Светом я заполню это хранилище, мудрый отец. Свет самое нужное в мире. Без света земля не даст хлеба. Без света на земле не будет жизни. Свет знания – самая нужная вещь, – сказал он. – Молодец, мой сын! – обрадовался отец. – Ты должен стать царём, потому что хочешь наполнить своё царство и души людей светом знания. Я отдаю тебе свой трон. – Да здравствует молодой царь! – радостно воскликнули все.

Задание 1.

  1. Сколько сыновей было у мудрого царя?
  2. Что сказал царь сыновьям?
  3. Чем решил заполнить хранилище старший сын? А средний? А младший?
  4. Кто из сыновей стал царём? Почему?

Задание 2. Прочитайте пословицы. Попробуйте объяснить их значение. Какая из них подходит как заглавие к этой сказке.

  • Сколько голов, столько умов.
  • Умный всегда любит учиться.
  • У умной головы сто рук.
  • Ученье – свет, неученье – тьма.
  • Умный без денег богат.

Задание 3. Из данных слов составь предложения. 

отправились, дорогу, Сыновья, в

сын, из, Старший, кармана, горсть, вынул, зерна

Средний, из, сын, вынул, горсть, кармана, земли

сын, свечку, Младший, кармана, из, вынул

28.09.
1.Проверка заданий флешмоба.
2.Самостоятельная работа.

  1. Составьте словосочетания и запишите их.
    Лёгкий (груз, задача, дорога, жизнь). Горячий (песок, время, чай). Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор). Тёплый (ветерок, встреча, вода). Громкий (выстрел, дело, крик). Холодный (ветер, чай, взгляд, комната). Золотой (кольцо, сердце, руки, браслет).

2. Прочитайте текст и определите границы предложений. Спишите, разделяя текст на предложения и расставляя завершающие знаки препинания.

Наступили холода от инея пожелтели берёзки и покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал сухие листья и уносил их небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками моросил мелкий осенний дождь осталась на реке Серая Шейка это была молодая уточка у неё было сломано крыло лебеди, гуси и утки начали готовиться к отлёту Серая Шейка не могла лететь со стаей она осталась на реке одна и долго провожала глазами улетавшую стаю сначала все летели одной живой кучей, а потом вытянулись
в правильный треугольник и скрылись Серая Шейка,  заливаясь слезами, думала: «Неужели я совсем одна Лучше бы Лиса меня тогда съела _»

15.09.21.09.

1.Найдите из интернета интересную информацию о пчёлах и представьте в блогах.
2.Повторяем
Разделительный мягкий знак 

Разделительный мягкий знак называется так потому, что отделяет при произношении согласный звук от следующего за ним гласного. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

Измени слова так, чтобы вместо одного предмета было названо много таких же предметов.
Образец: ручей — ручьи.

Перо, колос, соловей, воробей, лист, стул, брат, крыло, дерево.

Составь предложения со словами: листья, перья, воробьи, стулья, деревья.

Поставьте слова во множественное число.

Друг -_____            брат -________             звено -____________
Дерево -______               сук -_________    перо -___________
Лист -_______           колос -_________      прут -__________

. Измените словосочетания во множественное число

рога оленя -________________________
шкурка белки -__________________________
лапа зайца -____________________________
берлога медведя — ____________________________

12.09.-14.09.

Прочитайте текст и выполните задания.
Пчела и муха

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!
Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар и запасались едой на долгую холодную зиму.
Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.
Одна маленькая пчёлка вежливо спросила муху:
– Не знаете ли вы, где здесь белые лилии?
Муха ответила :
– Не видела я здесь никаких лилий!
– Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!
– Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна река. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!
Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:
– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть грязная река, но я столько могу рассказать о здешних цветах!
Бедняжка муха только и думает о грязных реках, а пчёлка знает, где растут цветы.
И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим?

Задания.

  1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)

а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.

  1. Множество каких цветов росло на лугу?
    a) Лилии, гиацинты, ирисы;
    б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны;
    в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
    О ком этот рассказ ?
  2. Что делали на поляне пчёлки?
    а) Трудились;
    б) весело летали;
    в) грелись на солнце.
  3. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
    а)Она оказалась на лугу в первый раз;
    б) лилии её не интересовали;
    в) её интересовала только грязная река.
  4. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)
  5. Охарактеризуй муху. (Какая она?)
  6. Ответь на вопрос: «А ты на кого хотел бы быть похож.”

8.09.-12.09.

У природы нет плохой погоды

У природы нет плохой погоды!
Всякая погода — благодать.
Дождь ли, снег… Любое время года надо благодарно принимать.

-Давайте прочитаем этот небольшой текст о природе и выразим своё мнение:

В каждый сезон года, в каждом дне, независимо от того солнечный он или дождливый, можно найти массу чудесного. Так летом, когда светит солнце, можно прилечь в тени и насладиться пением птиц. А еще в жаркий период лета можно загорать, купаться в водоемах, отдыхать за городом. А, осенью, когда идет дождь и на улице слякоть, так здорово собраться дома с друзьями, пить чай и рассказывать интересные истории. А еще дождь интересно слушать поздним вечером, перед тем, как собираешься уснуть, то, как капли дождя звонко бьют по карнизу.Зимой, нет ничего лучше, чем слепить во дворе снеговика, а потом, уже дома, забраться под самое теплое одеяло и пить горячий чай, прислушиваясь, как морозный ветер воет за окном. Но моя самая любимая погода весной, когда теплые лучи солнца растапливают снег, весело бегут ручьи и слышится первое щебетание вернувшихся с зимовки птиц.

У природы, действительно, не бывает плохой погоды. Ведь все зависит от нашего с вами настроения!
Oтветьте на вопросы:

-Согласны ли вы с автором?
-Как вы понимаете смысл этих строк?
-Какую погоду считаете хорошей, а какую плохой?

1.09.-8.09.
1.Мои хорошие, работаем по проекту «День знаний»1 сентября
(как вы провели этот день)

2. «Мое лето»
Расскажите, как вы провели лето?
Расскажите о семейных путешествиях, о ваших впечатлениях.
Какой был самый необычный летний день? Где вы побывали 

  • Публикуйте в YouTube, в своих блогах и ссылку отправьте на мой электронный адрес։ g.parvanyan@mskh.am
  • Можете представить видео или радио запись.